Бирюзовая маска Кецалькоатля

Бирюзовая маска КецалькоатляЭто — бирюзовая маска Кецалькоатля, сделанная ацтеками где-то 600 лет назад, в XV веке. Слово Кецалькоатль означает приблизительно «змея, покрытая зелёными перьями»; и это имя одного из главных богов ацтеков (и других народов Центральной Америки). Кецалькоатль появился у ольмеков где-то за 5-8 веков до рождения Христа; сперва он был богом восточного ветра (приносившего ольмекам дождь с Атлантического океана) и героем, давшим индейцам маис (судя по рассказам просто стащив зёрна кукурузы у муравьёв). Затем он долго странствовал по нынешней Мексике, стал богом-творцом мира и человека, покровителем жречества, правителем тольтеков; также он принял многие другие имена и ипостаси, о которых мы упоминать не будем. Для вашего же добра. Не верите? Тогда попытайтесь произнести Тлауискальпантекутли (так зовут Кецалькоатля в роли божества планеты Венера). В конце концов его перемещения во времени и пространстве приводят его к ацтекам, где коварный Тескатлипока сокрушает Кецалькоатлеву карьеру и божественный авторитет, заставив высокопоставленного бога пьянствовать, блудодеить с единокровной сестрой и предаваться прочим излишествам. Протрезвев и взглянув на рейтинги, Кецалькоатль сильно расстроился и отправился в добровольное изгнание за море, на восток. Но обещал вернуться. Отголосок этого обещания слышен в трагической и восхитительной истории похода испанских конкистадоров во главе с Кортесом на Теночтитлан.

Но вернёмся к маске: она вырезана из дерева и инкрустирована кусочками бирюзы, зубы же сделаны из кусочков ракушек. Лицо Кецалькоатля образуют две переплетённые змеи — это не сразу бросается в глаза из-за того, что головы змей отломались и потерялись. Но — если присмотреться — легко можно различить змеиные хвосты с погремушками: они как раз формируют брови; вырезанные из дерева погремушки хорошо различимы.

Эта маска была частью ритуального жреческого облачения; такие костюмы описывают испанские хронисты — маска дополнялась особым костюмом и головным убором из перьев птицы кецаля (такой священный головной убор, кстати, был послан Моктесумой императору Карлу V в подарок — сейчас она в Вене). Кроме того жрецы красили свою кожу в чёрный цвет. Впечатляющее, наверное, было зрелище — особенно ночью при свете факелов, во время жертвоприношения. Такого, как описал один из членов отряда Кортеса: «Мы видели, как они надели султаны из перьев на головы многих из них и затем заставили их танцевать со своего рода веерами перед лицом Уицилопочтли. Затем, когда они закончили танец, жрецы уложили их на спину на узкие камни для жертвоприношений и, вскрыв им грудь, вынули их бьющиеся сердца, которые предложили стоявшим перед ними идолам. Затем они ногами столкнули тела вниз по ступеням, и индейские мясники, ждавшие внизу, отрезали им руки и ноги и содрали кожу с их лиц, которую позже выделали как кожу для перчаток, вместе с бородами, и сохранили для своих хмельных праздников. Затем они ели их мясо с соусом из перца и томатов»…

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.