Симонетта Веспуччи, копия с портрета работы Сандро Боттичелли, 1476-1480

Симонетта Веспуччи, копия с портрета работы Сандро Боттичелли, 1476-1480

Симонетта Веспуччи, копия с портрета работы Сандро Боттичелли, 1476-1480

Симонетта Веспуччи (в девичестве — Симонетта Каттанео), генуэзка, была любимицей Флоренции, любовницей Джулиано Медичи и женой Марко Веспуччи, старшего брата Америго — того самого, в честь которого названа Америка.

Особый восторг флорентийцев и зависть флорентиек вызывали её «кудри золотого цвета» — это из сонета Полициано. Кроме того она обладала исключительно грациозной шеей, величавой осанкой и легким нравом. Джулиано, прозванный «Принцем Юности», был не единственным её поклонником — считается что был в неё влюблён и Боттичелли (благо жил он в двух шагах от дворца Веспуччи), и непримиримый соперник Медичи, Франческо Пацци (правда, злые языки утверждали что изнасиловать Симонетту он пытался исключительно по политическим мотивам, дабы насолить Джулиано и Лоренцо Великолепному).

История любовного соперничества Медичи и Пацци закончилась ожесточенной схваткой между ним и Джулиано во время рыцарского турнира — «джостры», состоявшегося после Рождества 1475 года. Пацци был повержен, но, благодаря расторопности устроителей, никто не пострадал; а победитель получил от прекрасной Симонетты поцелуй и фиалковый венок. Особой пикантности ситуации добавило то, что Джулиано медичи выступал на турнире под хоругвью с изображением своей возлюбленной в виде Афины Паллады. Хоругвь нарисовал Сандро Боттичелли. Афину живописец писал с натуры, с Симонетты, как вы уже догадались; и мы не будем повторять того, что говорили злые языки по поводу частых визитов жены Марко Веспуччи в мастерскую художника.

Симонетта Веспуччи умерла 26 апреля 1476 года, в возрасте 23 лет. Так что хоругвь для турнира осталась единственным портретом, написанным с неё Боттичелли при жизни. Остальные изображения, созданные его рукой (Вазари упоминает два портрета, хранившихся у Медичи, но, по всей видимости существовали и другие), — посмертные. Художник их писал — по примеру Данте — «дабы ослабить силу своих страданий».

Оригиналы этих портретов не сохранилось — до нас дошли только копии, выполненные его учениками. Дело в том, что во Флоренции объявился доминиканский монах Джироламо Савонарола. Своим призванием он объявил борьбу с пороком; и эта борьба сделала его в итоге властителем Флоренции.

27 февраля 1497 года по приказанию Савонаролы на площади Синьории была возведена из дерева семиступенчатая пирамида. Каждая ступень символизировала один из смертных грехов, на вершине восседало чучело Карнавала. Карнавал — вместе с «Суетой» — должен был быть сожжен. «Суету» олицетворяли сложенные в пирамиду маски, наряды, женские украшения, крамольные книги и… картины. В том числе и картины Боттичелли, ставшего истовым последователем сурового монаха, — часть из них художник принес и возложил на костер сам. Сгорели все «безбожные» изображения из мастерской, сгорели и портреты Симонетты из дворца Медичи.

После этого Боттичелли писал большей частью религиозные сюжеты (исключая несколько исторических полотен) — мрачные и темные. Умер он в в нищете, в 1510 году. Существует рассказ о том, как Микеланджело увидел в темном переулке согбенного старика, с трудом ковыляющего, опирающегося на костыли. Приглядевшись, Микеланджело узнал в нём Боттичелли; он окликнул знаменитого предшественника; тот протянул к нему руку, Микеланджело протянул руку в ответ… и понял, что старик просит у него подаяния.