«Пробудившийся стыд» или Уильям Холмен Хант так старался…

«Пробудившийся стыд», Уильям Холмен Хант, 1853. Если вы кликнете по картинке — вы перейдете к большому изображению, на котором сможете дотошно рассмотреть детали.

Уильям Холмен Хант принадлежал к группе художников, известной как прерафаэлиты. «Пробудившийся стыд» — одна из самых известных его картин. По задумке художника это должна была быть назидательная сцена, призывающая зрителя отречься от греха и воспрянуть к новой жизни — чистой и непорочной. Хант был очень дотошным художником. Поэтому он сделал всё, чтобы посыл дошел до ценителя живописи. Он наполнил картину символами. Практически каждая деталь что-то символизирует. Хант был действительно дотошный.

Начнем с героев сценки. Это хорошо одетый, ухоженный молодой человек, джентльмен, и девушка, вскакивающая у него с колен. Куда и зачем она вскакивает, мы узнаем чуть позже; пока что давайте выясним, что это за девушка. Она живет в меблированных комнатах (Woodbine Villa, 7 Alpha Place, St John’s Wood — Хант снял там комнату и нарисовал её с исключительной точностью); неплохо — хоть и не дорого — одета; владеет неплохим набором украшений; прислуги у неё явно нет; судя по тому, что за окном утро, а она дома — работы у неё тоже нет (сценка, конечно, может происходить в воскресенье — но в 1853 году в воскресное утро молодой человек из приличного общества должен бы находиться в церкви). Что ж, может она жена этому молодому человеку? Нет, на безымянном («сердечном») пальце левой руки нет обручального кольца (в Англии принято кольцо одевать именно на этот палец — согласно поверию от него вена ведет напрямую к сердцу). Для того, чтобы было понятнее и не возникало нездоровых инсинуаций на тему того, что у неё вообще нет колец, Хант старательно нарисовал кольца на всех соседних пальцах. Может, молодой человек за ней просто ухаживает? Но о том, чтобы исключить такую трактовку художник тоже позаботился: видите желтую замшевую перчатку на полу? Вторая такая же на руке молодого человека, той, что лежит на клавишах пианино. Так вот: ни один молодой человек из приличного общества не осмелился бы хватать девушку из приличного общества рукой без перчатки. Увы, нам приходится прийти к выводу, что девушка не принадлежит к приличному обществу; что она приходится молодому человеку любовницей; мало того, мы вынуждены заключить, что она попросту содержанка. Для того, чтобы сделать грехопадение несчастной ещё более явным, художник помещает на картину: зеркало (на заднем плане, в нем отражается окно и спина девушки), которое является символом грехопадения — это атрибут Венеры (богини сами знаете чего), да и вообще принадлежность, приличествующая женщине, но не девушке; на переднем плане он размещает спутавшиеся нити, которые символизируют отказ от роли добродетельной дамы и запутанность во грехе; и, наконец, не очень симпатичного котика (под столом), играющего с раненной птичкой. Здесь высказываются два мнения: первое — что котик означает соблазнителя, играющего с жертвой, которая неминуемо придет к погибели; второе — что котик воплощает дьявола, забавляющегося грешной душой. Есть на картине и другие красноречивые детали: Рёскин, например, рассказывает о значении цветов в бокале, на пианино — якобы колокольчики обозначают «Внимание, опасность!», а бархатцы (я, правда, вижу только один оранжевый цветок) — скорбь.

Но печаль сама по себе непедагогична — и Хант добавил в картину немного надежды. Как видите, девушка вскакивает и решительно сопротивляется неприличным посягательствам молодого джентльмена. Причину, по которой она вскакивает, мы найдем в альбоме нот. Он раскрыт на «Oft in the Stilly Night» («Часто в тихой ночи»), грустной песне с некоторым философски-мистическим налетом. По-видимому песня (или мелодия) привела к некоему религиозному откровению. И девушка — как, возможно, написали бы её современники — вырывается из объятий греха и направляется к небесному свету, сияющему за окном.

Как видите, целая проповедь. Но… зрители взглянули на «Пробудившийся стыд» и решили, что картина изображает ссору брата с сестрой. Зачем тратить время на расшифровку всех этих символов; кому нужны всякие дотошные, занудные детали? А ведь Хант так старался…

Артур О’Коннор совершает покушение на королеву Викторию

Артур О'Коннор совершает покушение на королеву Викторию29 февраля 1872 года, когда королева возвращалась с прогулки, её остановил молодой человек, направил на неё пистолет и попытался выстрелить. Его обезвредил личный слуга Виктории, шотландец Джон Браун. Неудачливым террористом оказался 17-летний ирландский националист Артур О’Коннор: он решил «…присоединиться к пантеону великих ирландских героев» и «…восстановить честь семьи О’Коннор…», вырвав её из «мрака забвения». Суд приговорил его к порке и году каторги, но после медицинского обследования О’Коннор был отправлен в лечебницу для душевнобольных с диагнозом «идиот».

Роберт Френсис Пате напал на королеву Викторию

Роберт Френсис Пате напал на королеву Викторию27 июня 1850 на Викторию напал некий Роберт Френсис Пате — богатый, элегантный и несколько эксцентричный джентльмен. Он подошел на Пикадилли к королевскому экипажу и ударил как-раз встававшую с сиденья королеву по голове тростью с латунным набалдашником. Виктория упала обратно на сиденье, потеряв шляпку, но через несколько минут пришла в себя и отправилась в оперу. Пате был схвачен и сослан в Тасманию. Свои действия объяснил тем, что «…чувствовал себя несколько подавленным».

Уильям Гамильтон угрожает незаряженным пистолетом королеве Виктории

Уильям Гамильтон угрожает незаряженным пистолетом королеве Виктории19 мая 1849 года попытку безработный выходец из Ирландии Уильям Гамильтон, увидев проезжающий мимо экипаж королевы Виктории, вынул из кармана и направил на неё пистолет, но был тут же схвачен. Как оказалось, в пистолете не было пули; Гамильтон был приговорен к семи годам поселения в Австралии.

Чартистский митинг и приветствие парижскому народу

Чартистский митинг и приветствие парижскому народу2 марта 1848 г. на чартистском митинге в Лондоне было принято приветствие парижскому народу и выражен протест против возможного вмешательства реакционных правительств в дела республиканской Франции. Эрнст Джонс, Джулиан Гарни и Филипп Мак-Грат были избраны в качестве делегатов для вручения этого адреса парижанам. В этом документе ярко отразился энтузиазм, который охватил лондонских чартистов. «Громовые известия о вашей победе, — писали чартисты,— прозвучали за каналом, пробуждая симпатии и надежды всех, кто любит свободу. Спешим выразить вам поздравления и надежды тех, кто предан делу свободы. Спешим выразить вам поздравления и благодарность за славную услугу, которую вы оказали человечеству своим мужеством и великодушием, своим героизмом и преданностью принципам свободы. Вы освятили своим примером священное право на восстание, это последнее средство всех угнетенных… Вы — передовой отряд армии свободы; вы можете быть уверены, что Британия никогда не одобрит братоубийственной войны (в случае, если тиранические правительства создадут лигу борьбы против Франции). Примите наши братские приветствия и наши искренние пожелания, чтобы Французская республика восторжествовала и стала образцом для подражания во всем мире!»