Зомби. Эктор Ипполит

Зомби. Эктор ИпполитЭктор Ипполит был жрецом вуду (хунганом) в третьем поколении. На Гаити. Поэтому имел большее право рисовать зомби, чем кто-либо другой. И рисовал их, как видите, со знанием дела. Никаких тайн, никаких голливудских страстей — только суровый реализм.

Мы видим кладбище — портик с крестом в правой части картины. Рядом — лицо Барона Субботы и алтарь с необходимыми для взаимодействия с ним атрибутами: склянками с таинственными (и, думаю, малоприятными) ингредиентами и сакральными символами вуду. В левой части картины — результат проведенного ритуала: некий джентльмен ведет на веревке двух неудачливых зомби. Никаких ужасов — зомби просто будут ночью работать у него на плантации. Бесплатно. Что положительно скажется на себестоимости сахарного тростника.

Эктор Ипполит

Эктор Ипполит

Вас может озадачить техника исполнения картины. Это не удивительно — техника этого гаитянского художника действительно уникальна. Во-первых он рисовал петушиными перьями. Во-вторых он рисовал на картоне, на котором были напечатаны репродукции картин европейских и американских художников. Добывал он эти картонки на базе морской пехоты США. Или у американцев-учителей, которые привозили их в качестве демонстрационных материалов для гаитянских детей в рамках «Политики добрососедства».

Один из таких школьных учителей и открыл уникальные картины для мира. Он увидел расписанные Ипполитом в довольно характерной манере двери бара. Шел 1943 год, вуду и зомби уже входили в моду; и предприимчивый учитель решил заняться продажей занятных произведений оригинального художника.

Действительно оригинального. С нескучной биографией. Началась эта биография в 1894 году появлением Эктора Ипполита на свет. О том, что он был жрецом вуду в третьем поколении, вы уже знаете. Остается уточнить, что он был практикующим жрецом. И сапожником. По основной специальности. Не самая лучшая профессия для Гаити — где, как вы видите на картине, даже вполне обеспеченные плантаторы (по крайней мере, достаточно обеспеченные, для того, чтобы совершить жертвоприношение, могущее заинтересовать Барона Субботу) ходили босиком. Поэтому в возрасте 21-го года Эктор уезжает за длинным рублем. Сперва на Кубу — работать на сборке тростника, потом в Нью-Йорк. В США он получает… ну, можно сказать, художественное образование — становится маляром. В 1920 году он возвращается на родной остров и поселяется в Порт-о-Пренсе. Новая специальность оказывается более прибыльной, чем ремесло сапожника; мало того, она ещё и намного более интересная — кроме окраски стен она (по крайней мере на Гаити 30-40-х гг.) ремесло маляра предполагает так же художественную роспись стен, предметов мебели и изготовление рекламных вывесок. И до звания художника остается — буквально — пол шага. Которые и помог сделать американский учитель, открыв в Порт-о-Пренсе Арт-центр и выставив там картины Ипполита.

Эктор Ипполит. Церемония вуду

Эктор Ипполит. «Церемония вуду», 1945

А вот дальше… Возможно, потомственный жрец вуду был прав, утверждая, что ему помогают лоа (божества вуду). В Арт-центр заявляются известный кубинский кубист (извините, не смог удержатся от столь звучного словосочетания) Уифредо Лам и Андре Бретон. И приходят в восторг от картин гаитянского самоучки. Бретон покупает пять картин, Лам — две. Бретон заявляет, что работы Ипполита — это революция в живописи, потому что живописи нужна революция… и через два года картины гаитянского жреца-маляра оказываются на выставке ЮНЕСКО в Париже. Где приобретают ещё одного поклонника — Трумена Капоте (того, который «Завтрак у Тиффани»).

Так жрец вуду приобретает мировую известность. Спрос рождает предложение —  и Ипполит (разумеется, руководимый лоа и духами предков — по крайней мере он сам так утверждал) с головой погружается в работу. Между 1945 и 1948 он нарисовал — по некоторым оценкам — около 600 картин. Возможно, именно из-за этого ему так и не удалось насладится успехом: художник умер в 1948 году, в возрасте 54-х лет. От сердечного приступа.

Его картины остаются не только прекрасными образчиками примитивизма и гаитянского искусства, но и ценными этнографическими источниками. Они изображают ритуалы и богов вуду — причем не «со стороны», а с точки зрения человека, который являлся жрецом этой религии и сам проводил изображенные им ритуалы.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.