Большой Канал, вид на восток с площади Сан-Вио; Каналетто, вторая треть XVIII века

Большой Канал, вид на восток с площади Сан-Вио

Когда речь заходит о Венеции и пейзажах — всегда вспоминают Каналетто. Этот вид на Большой Канал специалисты считают одним из первых изображений Венеции авторства Джованни Антонио Каналя (так на самом деле звали художника, а Каналетто — это такое уменьшительно-ласкательное прозвище). Датируют эту картину (с немалой долей осторожности) периодом между 1719 и 1760 годами. Для особо любопытных сообщу, что написана она маслом по холсту и имеет размер 141 х 205 сантиметров.

Венецианские пейзажи Каналетто действительно хороши. Особенно занимательны в них детали — просто визуальная энциклопедия венецианской жизни XVIII  века. Эта картина не исключение. Присмотримся к ней.

Большое здание с арочными окнами — это Палаццо Корнер далла Ка’Гранде, который спроектировал Сансовино. Заказ от семьи Корнер был одним из первых контрактов, заключенных художником в Венеции. Предыдущий дворец уничтожил пожар в 1532 году и бездомные нобили заказали новый уже прославившемуся на Терра Фирма зодчему, который со временем станет Главным архитектором Венецианской Республики. На картине мы видим дворец ещё в первозданном виде: в 1817 году он опять горел, после чего был продан в государственную собственность Австрии. Габсбурги сделали из дворца провинциальную администрацию; административные функции он выполняет и по сей день — с 1866 года (именно в этом году Венеция была присоединена к Италии) в Палаццо Корнер находится Префектура Венеции.

Справа, на заднем плане, виднеется круглый купол семидесятиметрового собора Санта Мария делла Салюте, построенного в 1631-1687 годах «из истрийского камня и мрамора». Совсем вдали — Славянская набережная, Рива дельи Скьявони: на ней когда-то располагались склады и лавки далматинских купцов.

На переднем плане справа — самое интересное: Палаццо Барбариго и кусочек площади Сан-Вио. В Палаццо во всю идёт уборка (видимо, весенняя): на крыше, на самом большом дымоходе вы можете увидеть трубочиста, а на балконе второго этажа — что-то вытряхивающую служанку. Она скорее всего получала всего 11 лир в месяц (за эти деньги как раз можно было купить 30 килограммовых буханок хлеба из грубой пшеничной муки), но ей повезло явно больше, чем синьорам, удобно расположившимся на солнышке под балконом — возможно они надеются подзаработать на разгрузке стоящих возле палаццо барж. Во времена Каналетто в Венеции насчитывалось около 18 000 нищих — больше одной десятой венецианцев.

То ли дело гондольер — на службе у какого-нибудь нобиля можно было рассчитывать даже на 100 лир в месяц плюс чаевые. Даже обычному гондольеру жилось неплохо: поездка на гондоле могла обойтись в 3-6 лир (а если с песней — то в два раза больше), но для этого нужно было иметь гондолу или хотя бы наняться к человеку, таковую имеющему, что было отнюдь не легко. Этот традиционный для Венеции бизнес строго регламентировался — экзамены, специальные разрешения, возрастные ограничения (только достигнув 30 лет венецианец имел право купить место у причала)… Тем не менее канал (точнее картину) бороздит целая масса лодок, барж, грузовых гондол, трагетт (гондол-автобусов), обычных гондол — больших и малых… Есть даже судно, нарисованное дважды — на стене Палаццо Барбариго вы можете разыскать изображение галеры.

Разглядывать картины Каналетто можно долго, находя при этом всё новые и новые занимательные детали; но кроме этого вы можете позабавиться, взглянув как выглядит то же место сейчас на карте Гугл. Приятного вечера 🙂

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.