Капричос. Гойя. Часть 3

Капричос. Гойя. Часть 3В XVIII веке одним из самых распространённых лекарственных препаратов был лауданум. В его состав входили: 500 миллилитров хереса, 30 граммов шафрана, 4 грамма молотой корицы, 4 грамма молотой гвоздики и 60 граммов опиума. Это всё настаивалось 2-3 дня на паровой бане. В итоге получалась опийная настойка, которой лечили абсолютно всё — от нежелания спать у младенцев до рака. Кроме того, существовали опийные таблетки.

Какое отношение эта информация имеет к Гойе и его «Капричос»? Изображенное на некоторых гравюрах с трудом поддаётся рациональному объяснению. Но, как мы знаем, в 1793 году (за четыре года до начала работы над «Капричос») художник серьёзно заболел. У него начались сильные головокружения, слуховые галлюцинации; он перестал слышать. И, в соответствии с тогдашними медицинскими теориями, его лечили опиумом. При постоянном же употреблении опийной настойки для того, чтобы сохранялся первоначальный эффект от приёма «лекарства», дозу надо регулярно увеличивать. Некоторые картины и гравюры Гойи просто наталкивают на мысль о чрезмерном употреблении опиума — а в Испанию ввозили лучший, индийский.

Вернёмся к гравюрам.

Каприз №41. Ни убавить, ни прибавить…

Каприз №41. Ни убавить, ни прибавить...

Каприз №41. Ни убавить, ни прибавить…

Лесть, тщеславие: тщеславие изображаемого, лесть со стороны изображающего — как Гойя мог над этим смеяться, это же был его хлеб? Правда, наш художник не очень-то льстил своим моделям.

Каприз №42. Ты, который уже не можешь…

Каприз №42. Ты, который уже не можешь...

Каприз №42. Ты, который уже не можешь…

В Испании есть поговорка: «Ты, который уже не можешь, возьми меня на закорки!». Это, пожалуй, одна из самых прямолинейных социально направленных гравюр Гойи — два человека, одетые как поденщики, тащат на себе довольных ослов; у одного из них можно даже увидеть на ноге шпору — рыцарскую, не иначе. «Производительные классы общества несут на себе весь его вес; и им действительно приходится склоняться под грузом сидящих у них на горбу ослов» — пишет комментатор.

Каприз №43. Сон разума рождает чудовищ

Каприз №43. Сон разума рождает чудовищ.

Каприз №43. Сон разума рождает чудовищ.

Это — самая известная гравюра из альбома; и её название давно уже стало общеизвестным афоризмом — так что совершенно нет нужды разъяснять её смысл. Можно только обратить ваше внимание на одну странность: сова в Испании (в отличие от большей части Европы) глупости; а вот рысь — как раз была символом мудрости и проницательности. Кстати, «Сон разума…» по первоначальной задумке должен был открывать альбом, но высокопоставленные друзья Гойи в итоге его от этой идеи отговорили.

Каприз №44. Тонко прядёт…

Каприз №44. Тонко прядёт...

Каприз №44. Тонко прядёт…

Здесь смысл в том, что какую бы тонкую пряжу не пряла старая шлюха, она не сможет соединить воедино нить жизни всех тех детей, от которых она избавилась — и даже сам Дьявол ей в этом не сможет помочь.

Каприз №45. Есть много снадобий…

Каприз №45. Есть много снадобий...

Каприз №45. Есть много снадобий…

Есть много снадобий — можно, например, дать кому-то пожевать табачку; а можно дать что-то, что спровоцирует выкидыш. Главное, использование второго снадобья держать в секрете…

Каприз №46. Исправление

Каприз №46. Исправление.

Каприз №46. Исправление.

Это одна из тех гравюр, которые вызывают мысли об опиумной настойке. В центре ярко освещённое обезьяноподобное (или овцеподобное?) существо в рясе судя по всему даёт благочестивые наставления… Вот кому оно их даёт — сказать сложно; просто парад уродов с лицами, обезображенными всевозможными пороками. В чём смысл рисунка? То ли в том, что даже животное на фоне представителей homo sapiens выглядит средоточием добродетелей; то ли — как считают комментаторы — в том, что обезьяна не способна исправить порок, а только ему научить… Сам Гойя объяснял, что эта гравюра изображает то, как ведьмы и колдуны приходят за советом и наставлением к великому магу, стажировавшемуся у демона Бараона.

Каприз №47. Дар учителю

Каприз №47. Дар учителю

Каприз №47. Дар учителю

Вроде бы всё понятно — неприятные люди приносят в дар рогатому существу младенца. Но почему они в монашеских одеяниях? Похотливые монахи и монашки жертвуют дьяволу мертвого младенца за то, что тот научил их блудить?

Каприз №48. Наушничество

Каприз №48. Наушничество.

Каприз №48. Наушничество.

Гравюра, аллегорически изображающая то, что иногда слышат священники и монахи на исповеди от определённого типа прихожан. Это многочисленные наветы, клевета, жалобы, «…дрянь, грязь и свинство» — по выражению одного из комментаторов Гойи. Картинка вполне подойдет для отображения сути современной журналистики.

Каприз №49. Гоблины

Каприз №49. Гоблины.

Каприз №49. Гоблины.

Вы уже, наверное, поняли, что Гойя очень любил церковников. Здесь он изобразил монахов в виде весёленьких и симпатичненьких гоблинов… с хорошим аппетитом и острыми зубками.

Каприз №50. Хомячки

Каприз №50. Хомячки.

Каприз №50. Хомячки.

Вы думаете, что мем «хомячки» — изобретение эпохи интернета? Ошибаетесь, его изобрел Гойя. Справедливости ради надо сказать, что он назвал их «шиншиллами». Художник в подписи к эскизу высказывается в том духе, что тот, кто ничего не хочет знать и ничего не хочет слышать, довольствуется тем, что ему вложили в голову — принадлежит к большой семье шиншилл, никчемных и бесполезных животных.

Каприз №51. Они сами себя приводят в порядок

Каприз №51. Они сами себя приводят в порядок.

Каприз №51. Они сами себя приводят в порядок.

По поводу этой гравюры Гойя написал: длинные ногти — это так плохо, что даже среди злых колдунов не приветствуются. Комментаторы увидели в этом аллегорию: чиновники, крадущие из казны, мол, всячески друг друга поддерживают; пока двое приводят друг друга в порядок — третий заботливо прикрывает их крыльями и следит за округой — не придет ли от туда опасность.

Каприз №52. На что способен обычный портной!

Каприз №52. На что способен обычный портной!

Каприз №52. На что способен обычный портной!

Обряженное стараниями портного безобидное сухое дерево приводит в ужас наивных людей, принявших его за духа. И виной тому не столько искусство ремесленника, сколько глупость. Она заставляет нас воспринимать вещи не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими они кажутся.

Каприз №53. Золотые слова!

Каприз №53. Золотые слова!

Каприз №53. Золотые слова!

В данном случае то, что мы видим в комментариях не нуждается. Мы прекрасно знаем, что человек готов слушать только то, что он хочет, что ему приятно слышать — и не важно, кто это говорит. Красивые обещания и лесть намного быстрее найдут благодарную аудиторию, чем разумная речь.

Каприз №54. Стыдно

Каприз №54. Стыдно.

Каприз №54. Стыдно.

Есть люди, у которых лицо — самая неприличная часть тела. Что он имел ввиду? И почему у этого человека штаны надеты на голову?

Каприз №55. До самой смерти

Каприз №55. До самой смерти...

Каприз №55. До самой смерти…

«Это очень хорошо, быть красавицей! — пишет Гойя — Ей уже 75, а поклонники всё ещё приходят к ней».

Каприз №56. Вверх и вниз

Каприз №56. Вверх и вниз

Каприз №56. Вверх и вниз

Это, пожалуй, единственный лист «Капричос», в котором почти все — современники и позднейшие исследователи — усматривают политическую сатиру. Сатиру на Мануэля Годоя, бедного дворянина, сделавшего карьеру от безвестного рядового Королевской Гвардии до всемогущего первого министра. Этот невероятный взлёт обычно объясняли любовной связью Годоя с королевой Марией Луизой (которая была на 16 лет старше), забывая, правда, о том, что Годой имел очень неплохое для того времени образование и служил в гвардии под начальством своего брата, Луиса. Но оставим личную жизнь королевы и фаворита в покое — до сих пор нету ни однозначных доказательств их любовной связи, ни доказательств её отсутствия. Займёмся лучше символикой гравюры. Итак: снизу мы видим возлежащего на земном шаре сатира (символ похоти), который поднимает за ноги человека без штанов и в пышном военном мундире (кроме того, что Годой был первым министром, он являлся ещё генералиссимусом и великим адмиралом), который держит в руках нечто, похожее на молнии и, судя по всему, при оных молний помощи низвергает соперников. Он радостно улыбается (правда, улыбка выглядит слегка глуповатой) и из его головы пышут огонь и дым. Наиболее ясный комментарий мы найдём в «альбоме Айяла»: «Похоть вознесла его, наполнила его голову дымом и ветром; и теперь он мечет молнии в своих соперников».

Каприз №57. Генеалогия

Каприз №57. Генеалогия.

Каприз №57. Генеалогия.

Суть этой гравюры в том, что некоторые пытаются узнать сущность человека, разглядывая его генеалогическое древо вместо того, чтобы просто взять и посмотреть на него.

Каприз №58. Проглоти-ка это, собака!

Каприз №58. Проглоти-ка это, собака!

Каприз №58. Проглоти-ка это, собака!

По поводу этой гравюры сложно что-то сказать. Да и комментарии ясности не добавляют. Какие-то монахи в компании с демонами ставят клизму явно не очень довольному этой перспективой человеку. Ужасы инквизиции? Церковь, борющаяся с просвещением? В любом случае современники воспринимали её как символ протеста против «старого порядка», а название гравюры во время либеральной революции стало припевом неофициального гимна повстанцев.

Каприз №59. И всё-таки они не идут…

Каприз №59. И всё-таки они не идут...

Каприз №59. И всё-таки они не идут…

И всё-таки они не идут [на помощь] — наверное так могло бы звучать полное название этой гравюры. Измождённый человек держит (или подымает) тяжелую каменную плиту; упав, она раздавит другого человека — он лежит и смотрит вверх со смесью страха и надежды; рядом стоит сердобольная женщина, она явно сочувствует процессу и в то же время ужасается, предполагая, что случится, если изможденный человек плиту не удержит; за женщиной — ещё люди, они глядят на происходящее с нескрываемым любопытством… и всё-таки они не идут. В этом мире ничего не меняется…

Каприз №60. Испытание

Каприз №60. Испытание.

Каприз №60. Испытание.

Здесь мы видим экзамен. Сдаёт его, по всей видимости, молодая ведьма — коты, череп, метла, горшок с непонятным варевом… И кто наблюдает за экзаменом! «Она понемногу учится; это только первые шаги, но пройдёт время — и она будет знать больше, чем учитель» — пишет Гойя.

Гойя. Капричос. Часть 1. Листы №№1-20.
Гойя. Капричос. Часть 2. Листы №№21-40.
Гойя. Капричос. Часть 3. Листы №№11-60.
Гойя. Капричос. Часть 4. Листы №№61-80.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.