Видение после проповеди или борьба Иакова с Ангелом, Поль Гоген, 1888

Видение после проповеди или борьба Иакова с Ангелом, Поль Гоген, 1888

Видение после проповеди или борьба Иакова с Ангелом, Поль Гоген, 1888

Зимой 1883 года тридцатипятилетний преуспевающий биржевой маклер объявил жене, что он решил уйти с работы и стать гениальным художником. Это великое событие было ознаменовано семейным скандалом.
Звали будущего гения Поль Гоген, он считал себя потомком короля инков Монтесумы (что поделаешь, семейная легенда), обладал ростом под два метра, недюжинной физической силой, бурным темпераментом и многолетней практикой в качестве художника-любителя.
Он много рисовал: в Париже, Копенгагене (оттуда была родом его жена), на Мартинике и в Панаме. Жизнь в Париже была дорога, в Копенгагене — тоже; путешествия в экзотические края обходились не дешевле и были сопряжены с определенными бытовыми неудобствами (вроде малярии); картины его покупать упорно не желали — и Гоген озаботился поиском экономически выгодных условий для творчества. Таковые он нашел в провинции, в Бретани, в Понт-Авене, в дешевом пансионате.
Через некоторое время он собрал вокруг себя небольшую толпу последователей, которым нравилось наблюдать, как он рисует; и значительно большую толпу уличных мальчишек, которым нравилось наблюдать, как он плавает голышом и швыряет в Атлантический океан представителей конкурирующих художественных школ.
«Я люблю Бретань. Я нахожу здесь дикое, примитивное. Когда мои деревянные башмаки стучат по здешнему граниту, я слышу тот глухой, невнятный и мощный звук, которого ищу в живописи» — писал Гоген в Париж.
Однажды его друг Эмиль Бернар (тоже знаменитый художник) написал бретонских крестьянок в традиционных костюмах во время религиозного праздника. Гогену настолько понравились характерные белые чепцы бретонок, что он решил создать нечто подобное. С натуры Гоген не рисовал, источником образов для него служило исключительно собственное воображение. В результате появилось «Видение после проповеди или борьба Иакова с Ангелом». Изображен на картине Иаков, получивший прозвище Израиль, борющийся с Богом, снизошедшим к нему посреди ночи в виде ангела. За дракой благоговейно наблюдают крестьянки в чепцах.
Написав картину, Гоген пожелал разместить её в церкви соседней деревушки — Низоне. Возглавляемая художником процессия доставила картину на место; после примерки Бернар отправился к местному кюре и сообщил ему, что великий художник решил преподнести в дар приходу замечательную картину. Священник поспешил в церковь; узрел картину; удивился; испугался; решил, что над ним издеваются; возмутился и отверг дар. Кюре был поклонником традиционного стиля в живописи.
После оскорбительного отказа Гоген выставил картину на продажу — в галерее у Тео Ван Гога — за 600 франков (около 400$ или 10 000 гривен по нынешним ценам).