Бастилия

БастилияПринято писать, что мрачная громада Бастилии возвышалась над Парижем как символ абсолютизма и тирании. Это не совсем так. В 1789 году Бастилия возвышалась только над городскими стенами и воротами Святого Антония. А со стороны города замок был окружен плотной застройкой. К востоку располагалось предместье Сент-Антуан, с юга к замку примыкал Малый Арсенал. А с севера и северо-запада — расположенные в нескольких десятков метров от крепости — кварталы Парижа. С этой стороны также к Бастилии подходила большая улица Святого Антуана. И некоторые дома на этой улице были достаточно высоки для того, чтобы с их крыш можно было обстреливать верхние площадки крепостных башен. Так что, скорее уж нарядная громада Парижа возвышалась над Бастилией, как над символом упадка «старого режима».

В действительности не была Бастилия и особенно мрачной. К стенам замка -не к самим башням, а к невысокой стене, окружавшей крепость — лепилось множество одно-двух этажных магазинчиков. Естественно, их владельцы платили аренду коменданту крепости, добрейшему господину Делоне. Внутри грозного бастиона, построенного в начале XVIII века, был разбит сад — для прогулок и отдыха упомянутого коменданта и его семьи. Внутри крепости вели тихую, спокойную и необременительную жизнь 82 инвалида. На их попечении было восемь заключенных — четыре мошенника, сумасшедший, лунатик, один сексуальный маньяк (спал со своей сестрой) и маркиз де Сад.

Страшные подземные камеры, в которых при подъеме Сены заключенные вынуждены были стоять по пояс в воде — пустовали. Так же пустовали «calottes» — маленькие — меньше человеческого роста — камеры под самой крышей, покрытой листовым железом. В 1789 году узники обитали во вполне приличных условиях. Камеры, расположенные в верхних этажах башен были восьмиугольной формы, площадью около 50 квадратных метров (приблизительно 4,5 метров в диаметре). Сводчатые потолки — высотой 4-6 метров — были побелены, так же как и стены. Полы — выложены кирпичом. Главным недостатком были маленькие окна-бойницы, расположенные только с фасадной стороны башен, по одному на каждое помещение.  Из-за них в камерах царили вечные сумерки. Чтобы выглянуть в такое — кстати, зарешеченное — окошко, арестант должен был подняться на три-четыре ступеньки.

Камера Бастилии

Камера Бастилии. Это (к сожалению не очень высокого качества) изображение, пожалуй, ближе всего к истине. Только окно низковато — скорее всего художник так его разместил из-за недостатка места.

Из обстановки в помещении были: кровать с балдахином, стол, несколько стульев и камин, укомплектованный совком и кочергой. При желании — и за определенную мзду — можно было поставить в камеру свою мебель. Заключенным — если не было особого на то запрета — можно было читать, писать, музицировать, столярничать, вышивать и заниматься прочими безобидными хобби. Многих могли посещать друзья и родственники. Так же было разрешено держать домашних животных. Особо приветствовались коты и собаки — ибо крыс в Бастилии была уйма.

Содержаться заключенные должны были за государственный счет. На крестьянина положено было 3 ливра в день, на буржуа — 5 ливров, члена парламента — 15 ливров, а содержание судьи или известного литератора обходилось казне в целых 19 ливров в день. Двухкилограммовая буханка хлеба стоила в то время в Париже 14-15 су — это 3/4 ливра (ливр — 20 су). Так что, даже учитывая то, что большая часть выделенных сумм попадала в карман коменданта тюрьмы — голодная смерть арестантам не грозила. Тем более, что узники могли заказывать себе еду за пределами Бастилии — начиная от деликатесов от личного повара и заканчивая едой, принесённой из ближайшего кабачка одним из инвалидов-тюремщиков.

Бастилия. Слева (их на гравюре не видно) ворота Сен-Антуан, за ними - Сен-Антуанское предместье. Небольшая арка справа от крепости - это вход во

Бастилия. Слева (их на гравюре не видно) ворота Сен-Антуан, за ними — Сен-Антуанское предместье. Небольшая арка справа от крепости — это вход во «Двор Пассажа».

Да, грозные тюремщики-инвалиды были не прочь подзаработать. Необременительные обязанности оставляли им довольно много свободного времени, которое они использовали как для выполнения мелких поручений заключенных и начальства, так и для небольших подработок в близлежащем Сент-Антуанском предместье. Большинство инвалидов не жили в Бастилии — хоть к замку была специально пристроена казарма, — а снимали жильё в том же предместье. И отдыхать они предпочитали в близлежащих кабачках — гарнизон замка связывали тесные, тёплые и дружеские отношения с жителями окрестных кварталов.

Кроме инвалидов в Бастилии состояли на службе: четыре тюремных надзирателя, инженер, хирург, врач, капеллан, исповедник, архивариус, королевский наместник (он был заместителем коменданта) и майор-администратор (исполнявший роль начальника канцелярии). Таким образом весь гарнизон Бастилии — включая коменданта — составлял 95 человек.

Бернар Журден Рене Делоне

Бернар Журден Рене Делоне

Должность коменданта крепости в 1789 году исполнял 49-летний Бернар Рене Журден Делоне. Родился он в Бастилии где его отец был комендантом, в восемь лет был внесен в списки Королевских Мушкетеров, потом служил в полку Французской Гвардии, а в 1776 — выкупил должность коменданта Бастилии у преемника своего отца. Делоне не был выдающейся личностью — его привлекала жизнь тихая и спокойная. Он безупречно выполнял свои обязанности (хотя и забыл в 1778 салютовать из пушек в честь рождения дочери Короля), старался быть со всеми в дружбе, не занимался политикой и не пытался сделать карьеру. Ему вполне хватало того, что он имел, а имел он немало: 4500 ливров годового жалования; деньги, «сэкономленные» на питании и одежде заключенных; и доходы от сдачи в аренду расположенных на территории Бастилии магазинчиков — а они приносили вполне приличную сумму в 10 000 ливров. Современники описывали его как человека разумного, добросердечного и сдержанного — даже несколько суховатого. В качестве курьеза можно упомянуть о том, что комендант Бастилии был предком Вадима Делоне, одного из семи советских диссидентов, вышедших в знак протеста против вторжения в Чехословакию на Красную Площадь в августе 1968.

План Бастилии

План Бастилии

Как же выглядела грозная крепость? Бастилией называлось сооружение из восьми 25-метровых башен, соединенных стенами-куртинами трехметровой толщины.  Расположены они неправильным прямоугольником — 68 на 37 метров — четыре башни со стороны предместья, четыре башни со стороны Парижа. Каждая башня имеет свое имя. Та, которая стоит ближе всего к воротам Сен-Антуан называется дю-Койн — «Угловая». Следующие две, возвышающиеся над бастионом, (мы будем перечислять башни по ходу часовой стрелки) со стороны Сент-Антуанского предместья — это де-ла-Шапель («Часовенная») и дю-Трезор («Сокровищница»). В первой была расположена тюремная часовня, а вторую во времена Генриха IV — 200 лет назад — использовали для хранения королевских сокровищ. Замыкала фасад крепости, повернутый к предместью — башня де-ла-Комтэ. В стене, смотрящей на юг — между башнями де-ла-Комтэ и де-Базиньер (названная в честь когда-то сидевшего там королевского казначея) — находился вход в крепость. Со стороны города, за башней де-Базиньер, шли: де-ла-Бертандьер, ироничная Либерте («Свобода») и дю-Пюитс («Колодезная»). Крыши башен и верх куртин составляли единую платформу. На платформе стояло одиннадцать старых орудий на четырехколесных корабельных лафетах. Семь пушек были направлены на предместье Сен-Антуан, четыре — на Париж. Внутри крепости было еще втиснутое между башнями Либерте и ла-Шапель трехэтажное  административное здание с мансардой. Построили его в 1716 году, а в 1761 году — без малого 30 лет назад — его перестроили в соответствии с господствующей модой. В нем находились помещения для офицеров, библиотека, архивы и зал, который использовался для свиданий и официальных мероприятий. Это строение разделяло внутреннее пространство крепости на два двора — Большой и Колодезный. На фасаде здания — смотревшем на Большой двор — висели часы с изображением двух закованных в цепи узников.

Бастилия и площадь Сен-Антуан перед Революцией

Бастилия и площадь Сен-Антуан перед Революцией

Громада замка была окружена рвом и 11-метровой стеной (той самой, к которой были пристроены торговые лавки). Всё это имело свой адрес — улица Сен-Антуан, 232.

Давайте представим тот путь, по которому должен будет пройти житель Сент-Антуанского предместья 14 июля 1789 года. Сперва нам надо попасть на площадь Святого Антония (Сен-Антуан), расположенную перед въездом в собственно Париж. Мы можем выйти к ней по улице Фобур-Сент-Антуан — по сути это дорога, ведущая из Венсенна в Париж — или по улицам Рокетт и Шарантон. Но мы выберем другой путь — мы пойдем по бульвару Контрэскарп, то есть пройдем от Сены вдоль городских стен к Сент-Антуанским воротам. Справа, со стороны предместья, мы увидим невысокие стены с изредка прерывающими их беленую монотонность калитками. За ними виднеются дома предместья в три-четыре этажа. В этих домах — лавки торговцев, конторы стряпчих и мастерские ремесленников. В них производят и продают всё, что может пожелать ненасытный  Париж  (800 000 человек)- порочный, тщеславный, любящий удовольствия и расточительный город. В Сент-Антуанском предместье мы найдем духи и вино, кружева, ткани и готовую одежду, пряжки для башмаков и сами башмаки, парики, платки, ковры, табакерки, посуду, книги, картины, украшения — все блага цивилизации XVIII века. Мы наймем здесь врача и наемного убийцу (что, впрочем, почти одно и тоже), адвоката и проститутку, памфлетиста и носильщика. Между делом мы можем перекусить или выпить стаканчик дешевого, кислого бордосского вина в харчевне — возможно мы окажемся за одним столом с инвалидом из гарнизона Бастилии. Мы можем остановиться на постоялом дворе или снять комнату для свиданий: всё что захочет Париж — предоставит ему предместье Сент-Антуан… но, конечно же, потребует за это соответствующую плату.

Карта Парижа в 1789 году. Важные локации выделены красным цветом. Бастилия - там, где самый большой многоугольник справа.

Карта Парижа в 1789 году. Важные локации выделены красным цветом. Бастилия — там, где самый большой многоугольник справа.

Но вернемся на бульвар Контрэскарп; слева — старые городские стены: по приказу Людовика XIV их сровняли с землёй, а на их месте разбили аллеи с тенистыми каштанами. Перед стенами — ров, воды в нем нет уже давно и только по самому дну проходит неширокая зловонная сточная канава.

Зловоние распространяется не только из рва — нам придется внимательно смотреть под ноги, чтобы не погрузиться по щиколотку в лужи из конской мочи и навоза. Благо, сейчас лето; в другое время года передвигаться нам было бы намного сложнее — улицы в предместьях не мощеные и после дождя превращаются в отвратительное болото из грязи, гниющих листьев, отбросов и лошадиных фекалий. Немалую опасность представляют кареты: увидев экипаж с гербом и позолотой, в окне которого виден изысканный господин в парике, прижимающий к носу надушенный платок — лучше поскорее сойти с дороги и прижаться к стене; если не собьёт, то обрызгает ароматической жижей.

Вот мы подходим к площади Святого Антония — проходим мимо облицованного желтоватым камнем, приземистого бастиона. В плане он напоминает наконечник стрелы и построен с соблюдением всех правил фортификации, рекомендуемых великим Вобаном. Позади бастиона возвышаются башни Бастилии, а внутри бастиона — как вы помните — разбит парк с правильными аллеями для услаждения коменданта крепости-тюрьмы. Под бастионом, во рву, расположены огороды, поставляющие свежие овощи коменданту Бастилии и инвалидам гарнизона. Ну и узникам, разумеется, — за определённую мзду.

Ворота Сен-Антуан со стороны Парижа

Ворота Сен-Антуан со стороны Парижа

Пройдя мимо бастиона, мы — уже на площади — поворачиваем налево. Через коротенький мост — с одним пролетом для сточной канавы — мы подходим к воротам Сент-Антуан. Сейчас это уже не ворота — створки ворот сняли в 1778 году, чтобы не мешать движению по дороге — а просто тройная арка. Центральный пролет — широкий, для карет — был построен ещё в XVI веке; фронтон сооружения венчают скульптуры Гудона, символизирующие реки. В 1670 году было добавлено ещё два пролета, поменьше — по бокам. Реконструкция ворот была запланирована в честь женитьбы Людовика XIV на Марии-Терезии Испанской, поэтому в нишах появились статуи, символизирующие Испанию и Францию, а на верхушке центральной арки — скульптура Гименея, античного божества брака.

Пройдя через арку, мы попадаем в собственно Париж, на широкую, мощеную брусчаткой улицу Сент-Антуан. Она ведёт к центру Парижа, к Гревской площади и ратуше. 14 июля по ней к жителям предместья подойдут подкрепления из города. На протяжении 150 метров от ворот улица идет прямо, вдоль внешней стены Бастилии. К ней — к стене крепости — лепятся добротные каменные двухэтажные лавки. Взглянув на право, мы увидим перспективу бульвара, разбитого на месте крепостной стены. Сразу за бульваром начинаются жилые кварталы. Прямо напротив Бастилии стоит шестиэтажный дом с мансардой. Конек его крыши расположен почти вровень с крепостными башнями — именно с этого дома неизвестный стрелок ранил несколько защитников Бастилии на орудийной платформе крепости.

Бастилия и окрестности

Бастилия и окрестности. Оранжевая линия обозначает описанный нами путь.

Дойдя до поворота крепостной стены, мы попадаем на небольшую треугольную площадь; справа — дома горожан и две небольшие улочки; прямо — улица Святого Антуана, а слева — проход к Бастилии. Мы должны повернуть налево, вдоль стены; пройти мимо лавок и через арку — мимо деревянной будки с часовым — войти во двор, который называют «Двором Пассажа». Вход закрывается железной решеткой, но она всегда открыта. В проекте крепости этого двора не было. Он образовался, когда рядом с Бастилией построили несколько жилых и хозяйственных зданий для гарнизона. Слева, вдоль внешней стены — опять двухэтажные лавки, арендуемые торговцами из предместий. Справа склад и казармы для составляющих гарнизон Бастилии инвалидов. В конце двора — ворота, ведущие в Малый Арсенал; перед ними нам нужно будет повернуть налево. Миновав конюшни (они останутся по правой стороне) мы подойдем к первому подъемному мосту, переброшенному через сухой ров. Если быть точным — то это два моста: правый, широкий, для карет и телег; левый — узкий, для пешеходов, он ведет к отдельной калитке.

Пройдя по любому из этих мостов (обычно они опущены) мы попадем в Первый Двор: справа — двухэтажный дом коменданта Бастилии с большими окнами; прямо — засаженная деревьями терраса с ведущей на неё лестницей; слева, сразу за входом — каменная караулка. В конце двора, по левой стороне есть ещё одни ворота — через них мы попадаем на длинный крепостной мост. Он ведёт в саму крепость.

Большой Двор Бастилии

Большой Двор Бастилии

Справа, со стороны городской стены, к мосту прилепилась кухня с кладовыми и бани (они построены совсем недавно, 3 года назад, в 1786 году) — через них можно попасть на бастион; по этому пути идет шевалье Делоне, когда хочет прогуляться по разбитому внутри укрепления парку. Первые три пролета крепостного моста — каменные; четвертый пролет перекрывается двумя подвесными мостами — широким для карет (правый) и узким для пешеходов (левый). В башнях ла-Базиньер и ла-Комтэ, стоящих по обе стороны моста, пробиты стрелковые бойницы, из которых простреливаются подходы ко входу в Бастилию.

Пройдя по мосту, через крепостные ворота и через кордегардию (помещение для стражи), мы попадём внутрь Бастилии. Сперва мы окажемся в Большом Дворе — 37 на 22 метра. Этот двор предназначен для посетителей. Трехэтажное административное здание, о котором мы уже писали, отделяло его от второго двора — Колодезного. Этот двор размером приблизительно 10 на 20 метров; в нем расположен старый, давно заброшенный колодец, из-за которого он и получил своё название. Это тесное пространство используют для прогулок заключенных.

Такой была Бастилия летом 1789 года.

Создание Комитета филэллинов в Париже

Создание Комитета филэллинов в Париже21 декабря 1824 года в Париже был создан Комитет филэллинов; официально об его возникновении было оповещено в «Журналь дес Деба» 28 февраля 1825 года. В комитет вошли: Франсуа-Рене де Шатобриан, Амбруаз Фирмен-Дидо, граф Шарль-Филибер Ластери де Сайян, генерал Орас Себастьяни и греческий филолог Адамантиос Кораис. Деятельность Комитета в основном сводилась к еженедельным заседаниям.

«Резня на Хиосе» Эжена Делакруа

"Резня на Хиосе" Эжена ДелакруаВесной 1824 года молодой художник Эжен Делакруа заканчивает картину «Резня на Хиосе», посвящённую трагическим событиям во время греческой войны за независимость. Картина была предназначена для Салона 1824 года. Жюри и критики восприняли полотно не очень благосклонно, но на широкую публику оно произвело впечатление и стало весомым вкладом в филэллинское движение.

Органический сенатус-консульт 28 флореаля XII года

Органический сенатус-консульт 28 флореаля XII года 18 мая 1804 года Охранительный сенат издал «Органический сенатус-консульт 28 флореаля XII года», который начинался фразой «Управление республикой вверяется императору» — этим актом (проект которого разработал Шарль Морис Талейран) Франция превратилась в империю с Наполеоном Бонапартом во главе. Предполагалось, что органический сенатус-консульт устанавливал всё то, что не предусмотрено конституцией и необходимо для её правильного действия. Документ включал 142 статьи, в которых оговаривались вопросы наследования императорского трона, основы устройства имперских государственных учреждений, порядок судопроизводства и обнародования законов.

Так же этим документом были учреждены шесть высших должностей Империи и назначены сановники, их занявшие: великим электором стал брат Наполеона Жозеф Бонапарт; имперским великим канцлером — Жан-Жак Режи де Камбасерес; государственным великим канцлером — пасынок императора Евгений Богарне; верховным казначеем — Шарль Франсуа Лебрен; коннетаблем — ещё один брат Наполеона Луи Бонапарт; и великим адмиралом — Иоахим Мюрат.

«Органический сенатус-консульт 28 флореаля XII года» по сути служил имперской конституцией до 1 апреля 1814 года.

Закон 28 плювиоза VIII года о местном самоуправлении

Закон 28 плювиоза  VIII года о местном самоуправлении17 февраля 1800 года Сенатом был принят закон 28 плювиоза  VIII года о местном самоуправлении. Согласно ему в каждом департаменте были установлены префект, совет префектуры и генеральный совет; в каждом округе — супрефект и окружной совет; в каждой коммуне — мэр, муниципалитет и муниципальный совет.