Свадебные тарелки

Свадебные тарелкиДо времён массового производства и дешевых вещей мебель и посуда были весьма ценным имуществом. В средние века и в эпоху Возрождения не каждый мог себе позволить такую роскошь как шкаф или персональная тарелка. В глазах современников богатство Шекспира (бездуховного щелкопера, нажившегося на штамповании пьесок на потребу толпы, на ростовщичестве и на спекуляции зерном в голодные годы) ничто не могло подчеркнуть лучше скандального факта: у него было целых две кровати. В то время, как одной было вполне достаточно для того, чтобы разместить семью из пяти человек. И даже в госпиталях на одно ложе помещалось двое-трое больных. Это и понятно: больным нужно лежать — а здоровые в то время спали полусидя… Хотя от развращенной лондонской богемы всего можно было ожидать — может старина Уилл и будучи здоровым спал лёжа… Поди знай…

Но кровати — дело такое; их могли видеть только члены семьи и гости дома; поэтому сведения о столь ценной мебели бродили среди людей в виде слухов и сплетен. А вот шкаф — это дело совсем другое. Шкаф был не просто мебелью, он был ещё и важным показателем социального статуса его владельца. Во время разнообразных праздников жителям городов полагалось не только украшать фасады домов коврами, гирляндами и гобеленами, но и выставлять на улицу шкафы-буфеты с посудой. И эти шкафы могли много чего рассказать о владельцах. Кое-где, например, законом строго регулировалось допустимое количество буфетных полок: буржуа имел право на одну полку, дворянин — на две, бароны и графы — на три, а, скажем, герцоги — на целых четыре. Не менее важным маркером статуса была и посуда. Очень мало кто мог выставить напоказ шкаф с золотой посудой — это была поистине королевская роскошь. Немногие привилегированные: аристократы, высшие чины церкви, торговцы или банкиры (вроде Барди и Фуггеров) могли похвастаться серебряной посудой. Беднякам (а таких было подавляющее большинство) выставлять было нечего — обычно у них даже шкафов не было; да и деревянной или глиняной миской особо не похвастаешься. Простому же дворянству и буржуазии приходилось довольствоваться оловом. Или керамикой. Но простую керамическую или оловянную миску мог позволить себе и зажиточный крестьянин. Поэтому (для того, чтобы шевалье или буржуа не приняли за деревенщину) благопристойная посуда должна была от простецкой чем-то отличаться. Здесь-то и приходили на помощь искусства и ремесла.

Италия XVI века была мировым центром искусств и ремесел. А так же самым большим в мире скоплением разбогатевших буржуа и слегка обедневших дворян, желающих отличится своей посудой от простонародья. Оловом Италия была бедна, но зато на её территории располагались крупнейшие центры производства майолики.

Как раз в одном из таких центров — в Урбино — и сделали эти две небольшие (21 см. в диаметре) свадебные тарелки. Появилась эта праздничная идея где-то в конце XV — начале XVI века. Сперва отличным подарком было и типовое изделие из майолики с типовой же росписью. Но по мере роста благосостояния и развития технологий вкусы менялись и изощрялись. Далеко не всех удовлетворяли ординарные изделия, поэтому те, кто мог себе позволить немного шика, заказывали для блюд оригинальную роспись. С самого начала производства майолики на Апеннинском полуострове (XIV в.) одной из популярных тем были изображения мифических, литературных и исторических героев. В увлечённой римскими и греческими древностями Италии эпохи возрождения, конечно же, эти изображения создавались под влиянием античных гемм и медалей — тем более, что круглые медали прекрасно подходили как образцы композиции и стиля для круглых же тарелок. Человеческая изобретательность в налаживании социальных связей безгранична: вслед за мифическими персонажами и героями давних времен вскоре последовали современники. Кто бы отказался подарить расписное блюдо с портретом одариваемого (как правило весьма лестным) могущественному покровителю, благодетелю-начальнику или вожделенной красотке? Мода — как обычно — быстро начала распространяться сверху вниз. А уж идея о том, что парные блюда с портретами новобрачных пришла кому-то в голову очень быстро. Понятно, что не каждый мог заказать роспись тарелок Николе да Урбино, поэтому качество живописи не всегда соответствует высочайшим стандартам, но, думаю, скромную парочку (кроме имен — Луцио и Сильвия — и, вероятно, даты радостного события — 1524 год — о них ничего не известно) эти свадебные тарелки весьма радовали — надеюсь! — всю их долгую и счастливую жизнь.

И посмотрите, какие они модники: у девушки высоко выбрит лоб, а молодой человек выглядит совсем как настоящий немецкий ландскнехт.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.