«Ферма» Жоана Миро

«Ферма» Жоана Миро — не самая типичная для него картина. Хотя он вообще весь какой-то не типичный. С трудом поддается классификации. То ли он испанский художник Хоан Миро, то ли каталонский — Жоан Миро (он сам склонялся, скорее, к последнему). Его записывают и в фовисты, и в кубисты, и в сюрреалисты, и в абстракционисты (причем в пользу каждого предположения находится подтверждение в виде картины, обладающей всеми положенными признаками декларируемого стиля). А «Ферма»? К какому течению современной живописи она относится? Явно ни к одному из вышеперечисленных. Поэтому её объявили «магическим реализмом».

Написана она в 1921-22 годах. Миро жаловался, что на неё ушло девять месяцев работы — по 7-8 часов в день (размер холста — 140х122 см.). Картина (как и многие другие его картины начала 20-х.) действительно магическая — разглядывать её можно бесконечно; обилие деталей, существующих совершенно обособленно и вместе с тем неразрывно связанных между собой, завораживает. Каждый предмет — отдельная история, целый рассказ… почти в духе Хемингуэя. Кстати, как раз Хемингуэй эту картину и купил (в 1987 году его четвертая жена — точнее, вдова — передала полотно Национальной Галерее Искусств в Вашингтоне).

Это удивительно, но на картине изображена реально существующая ферма — усадьба в Монт-роч-дель-Камп, принадлежащая родителям Миро. Явно бросается в глаза желание художника тщательно инвентаризировать имущество фермы средствами живописи. Этому тоже есть объяснение. Дело в том, что кроме обучения в Школе изящных искусств Ла-Лонха, Миро получил специальность бухгалтера в Коммерческой школе в Барселоне.

Вообще эта подробная инвентаризация, раскладывание по полочкам является отчасти и ключом к его последующим картинам. Только если в начале 20-х Миро рассортировывал по холсту только отдельные предметы, то к их (20-х) середине его дотошной бухгалтерской натуре этого стало мало и он взялся за разбирание на составные части самих предметов; а спустя некоторое время — страшно сказать! — и людей.

Но на «Ферме» ещё отсутствуют разбросанные в беспорядке на живорасписуемой плоскости части тела, поэтому картина на редкость успокаивающая и умиротворяющая. Хоть и немного странная.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.